ФЭНДОМ

Баба-яга (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba) — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов.

МифологияПравить

М. Фасмер возводит имя Яга к праслав. *(j)egа, рефлексами которого являются сербохорв. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. jezа «гнев», jeziti «сердить», др.-чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. jędzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jędzić się «злиться» и т. п. Однако в русском языке есть когнат ко всем перечисленным примерам из славянских языков: язва. Что ставит под вопрос существование связи между именем Яга и приведёнными примерами из славянских языков. Также возможна этимология, в рамках которой древнее заимствованное название было переосмыслено славянами и сближено с производными от праславянского *(j)egа (народная этимология), что объясняет флуктуацию, выраженную в наличии вариантов с -z- и -ž- в западно-славянских языках (имя переосмыслено) и наличии варианта с -г- в русском языке (не переосмыслено). Фасмер сближает слово, кроме славянских языков, также с прибалтийскими, английским, исландским. Отклоняя связь с тюрскими, индийским, албанским, латинским языками.

Этимологи сближают праславянское яга (*ęga) с обозначением змей, гадов, что указывает на хтонические истоки образа. Письменное упоминание Бабы-яги сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге «О государстве русском». Он читал о поклонениях кумиру «золотой или яге-бабе», приехав в пермский край к самоедам обнаружил, что это «пустая басня».

Так же есть предположение, что Яга - богиня смерти. На это указывает её внешность (костяная нога) и место жительства (раньше в избах на столбах хоронили покойников). А на западе считают, Яга - это самка огра.

ВнешностьПравить

Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом. Иногда про неё говорят "нос в потолок врос". Так же не редко упоминается её костяная нога. Но что это значит - не совсем ясно, но это может указывать на её связь с подземным миром. На лубочной картинке она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки. На другой картине Баба-яга одета в красную юбку и сапоги. В сказках нет акцента на одежды Бабы-яги, но обычно она одевается в русском стиле.

Роль в сюжетеПравить

Чаще всего она играет роль советчицы и помощницы героя. Однако есть сказки ("Василиса Прекрасная") где она является однозначной злодейкой.

СпособностиПравить

Баба  Яга неплохо колдует - она летает в ступе, живёт в избушке на курьих ножках. Повелевает лешими и кикиморами (или просто приятельствует). Способна превращать людей в разные вещи и животных. Так же Яга разбирается в зельях.

Книги и прочееПравить

  • Её легко встретить в любой русской сказке. Причём в некоторых сказках (например в сказке о живой воде) у Яги есть сёстры.
  • В книгах Белянина о тайном сыске Яга - экперт-криминалист лукошкинской милиции. Великолепно разбирается в делах, касающихся магии. Так же упоминается, что она родственница Кощея, а так же имеет трёх дочерей.
  • В цикле о Тане Гроттер Ягге - врач в Тибидохсе. Знакома со многими языческими богами.
  • В книге "Вниз по волшебной реке", Яга - тётушка бабушки мальчика Мити и тётя Василисы Премудрой.
  • В комиксах о Хэллбое Яга - бабушка Распутина.

Фильмы и мульфильмыПравить

  • Мировую известность Милляру принесла роль Яги  в фильмах "Василиса Прекрасная", "Морозко", "Огонь, вода и... медные трубы".
  • В серии мультфильмов про домовёнка Кузю Яга пытается украсть домовёнка, чтобы он контролировал её избушку.
  • В 16 серии "Ну, погоди!" появляется Баба-яга. Волк крадёт у неё метлу.
  • В мультфильмах "Баба Яга против!" Яга выступает как противник медвежонка Миши. Она сердита, что не её выбрали символом Олимпиады (являет пародией на Америку).
  • В мультфильме "Барток Великолепный" Баба-Яга живёт в Железном лесу. Она помогает Бартоку найти царевича.
  • В фильме "Книга Мастеров" помогает Ивану найти слёзы Каменной Княжны. Кроме того она является матерью Княжны.
  • Баба-Яга появляется в некоторых мультфильмах про богатырей.
  • В мультсериале "Сказочный Патруль" выясняется, что Ядвига Петровна на самом деле Баба-Яга. Она водит экскурсии по Мышкину и является стражем ключей от Мира Сказок.
  • В "Новогодних приключениях" Баба Яга является членом группы Диких Гитар.

ИгрыПравить

  • В игре Ведьмак яга - монстр, типа гуля.
  • В "Гарри Поттер и узник Азкабана" Яга присутствует на карточке из шоколадной лягушки.
  • Ягге повляется в первых двух играх о Тане Гроттер.
  • В играх «Поди туда, не знаю куда», «Баба-яга за тридевять земель», «Баба-яга учится читать» Баба-яга является изучающей какой-либо предмет вместе с ребёнком, вместе с ним же попадая в разные переделки.
  • В первой части игры «Quest for Glory» Баба-яга — один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики