ФЭНДОМ

Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος — царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

МифологияПравить

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель.

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом.

ВнешностьПравить

Похож на дракона с петушиной головой. Крайне смертоносен: убивает взглядом, прикосновением, дыханием. Его кровь, кожа и слюна ядовиты. Василиску становится нехорошо от крика петуха и от запаха зверька ласки, но убить его можно, лишь показав зеркало, он увидит своё отражение, и умрёт. Рождаётся из яйца, которое снесла чёрная курица ( по другой версии - чёрный петух), которое проглотила и выплюнула змея, а высидела жаба.

Иногда василиска изображают как шестиногого (или восьминогого) ящера.

СпособностиПравить

Главной способностью василиска является возможность убивать взглядом или обращать в камень. Так же василиск способен дышать ядовитым газом.

КнигиПравить

  • Появляется во второй книге о Гарри Поттере. Является ужасом Тайной комнаты и самым опасным существом в мире магов.
  • В саге о Тёмном эльфе Дзирт сталкивается с василиском.
  • Даже упоминается в Игре Престолов.
  • В цикле романов Анджея Сапковского «Ведьмак» часто упоминается василиск как чудовище, на которое ведьмак охотится. Там говориться, что его убийственный взгляд просто вымысел.
  • В сказке Джеральда Даррелла «Говорящий свёрток» главные герои освобождают волшебную страну Мифландию от власти злых василисков, описанных приблизительно так: петушиное тело, драконьи хвосты и чешуя вместо перьев, способны выдыхать пламя (на самом деле там описаны пироликсы).

ФильмыПравить

  • В фильме Гарри Поттер и Тайная комната появляется василиск Салазара Слизерина. Он был убит Гарри. Там василиск показан змеёй.

ИгрыПравить

ГалереяПравить