ФЭНДОМ

Вий — в восточнославянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи.

МифологияПравить

Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка, белор. вейка — ресница. В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. Человек, на которого смотрел Вий, не выдерживал его взгляда и умирал. Своим взглядом Вий мог не только убить человека, но и разрушить и обратить в пепел деревню или город. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится. Но впоследствии эта способность перешла Лиху одноглазому.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному. По мнению Е. Дмитриевой, на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса.

ВнешностьПравить

Внешне он похож на горбатого старика, чьи веки закрывают глаза. В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли.

СпособностиПравить

Вий способен убивать взглядом и наводить сглаз. Но у Гоголя у него другие способности - он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него.

КнигиПравить

  • Является персонажем гоголевской повести «Вий», хотя и появляется ближе к концу. Служит причиной смерти Хомы Брута.
  • В книге "Профессиональный оборотень" упоминается Вий. Причём со слов Урюпа можно сделать вывод, что Вий - аналог митрополита у нечисти.
  • В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Белянина (новый вариант) Вий так же появляется в конце. Но конец счастливый - Вий глотает черевичку, брошенную Оксаной, и погибает, т.к. на туфельке было серебро.
  • В русской народной сказке «Иван Быкович» герой встречается с отцом Змеев - ему поднимают веки вилами, однако его взгляд не убивает богатыря.

ФильмыПравить

ИгрыПравить

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики