ФЭНДОМ

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

МифологияПравить

В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей). В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной». Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.

ВнешностьПравить

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Но именно это роднит его с другим чудовищем - Чудо-Юдо. Иногда Змея даже так называют. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают.

Роль в сюжетеПравить

Чаще всего роль Змея проста - он похищает девушку, а некий герой её спасает. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня).

СпособностиПравить

В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга.

Книги и прочееПравить

  • В произведении Стругацких "Понедельник начинается в субботу" Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В произведении Белянина "Гаврюша и Красивые" Змей Горыныч - помощник Кощея.

Фильмы и мульфильмыПравить

  • В цикле мультфильмов о богатырях Змей Горыныч - положительный персонаж. Дружит с богатырями и помогает им в их приключениях.
  • В мультфильме "Богатырша" Горыныч - заколдованный царевич.
  • В мультфильмах "Баба Яга против!" Горыныч - маленький зверёк Бабы Яги.
  • Змей Горыныч главный злодей в фильме "Царевна лягушка". Он живёт в замке и ему служит Баба Яга. Он летает с помощью левитации, а дышит огнём, ветром и водой.

ИгрыПравить

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики