ФЭНДОМ

Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).

МифологияПравить

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».

древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

  • Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.

ВнешностьПравить

Точная внешность нигде не описана. Но чаще всего его представляют как высокого и худого старика. Практически скелет, обтянутый кожей. Хотя иногда он показан железным (возможно одетым в доспех). Скорее всего это отсылка к Баш Челику , популярному персонажу сербского фольклора.

Роль в сюжетеПравить

Чаще всего он - главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти.

СпособностиПравить

О магических способностях Кощея известно мало. Он может превращаться в ворона, способен изменять обличье других. Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей - лич (маг, спрятавший половину своей души вне тела). Его смерть (или часть души) находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубу, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, где смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища - в фильме "Кащей Бессмертый" смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке. Правда при этом сам герой превращается в камень.

Книги и прочееПравить

  • В цикле Белянина о тайном сыске Кощей - главный "преступный элемент" Лукошкина. Он всячески пытается захватить город, но ему мешают силы милиции. Там же говориться, что у него есть супруга - Карга-Гордыня.
  • В книге "Гаврюша и Красивые" Кощей - главный сказочный злодей.
  • В русских народных сказках Кощей - главный противник героя.
  • В книге "Вниз по волшебной реке" Успенского Кощей - так же главный злодей, которого освободили из заточения.
  • В повести Стругацких Кощей заточён в виварии НИИЧАВО.
  • В книгах про Таню Гроттер Кощей - глава Магщества Продрыглых Магций. Ненавидит Тибидохс, т. к. влюблён в Медузию. Он также один из самых богатых магов в мире, носит доспехи от Пако Гробано.

Фильмы и мульфильмыПравить

  • Милляр так же известен по роли Кощея.
  • В фильме "После дождичка в четверг" роль Кощея исполнил Олег Табаков.
  • Александр Филиппенко исполняет роль Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…».
  • В серии мультфильме "Баба Яга против!" Кощей помогает Яге. Он может прорывать тунели.
  • Кощей так же является злодеем в мультфильме "Два богатыря". Та его одолел кавказский богатырь.

ИгрыПравить

  • В игре "Ведьмак" кощей - монстр, которого создал Азар Явед. 
  • В игре-пародии "Три богатыря или очень страшная сказка" Кощей - главный злодей, укравший Василису Прекрасную. Внешне он очень похож на Мэнни Калаверу из "Grim Fandango" (даже складную косу имеет). Погибает от того, что богатыри на него колонну свалили.

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики