ФЭНДОМ

Минота́вр (др.греч. Μῑνώταυρος) — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка.

МифологияПравить

Это существо происшло от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. А всё дело в том, что Минос не принёс быка в жертву, как обещал. Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей. Тесей был из второй группы. По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода.

Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударамимеча и при помощи Ариадны, давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.

В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. дон. э.

Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. дон. э. Филохора:

Left pointing double angle quotation mark sh4.svg Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. Right pointing double angle quotation mark sh4.svg
Плутарх

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит. Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем.

На вазах его тело усеяно звездами, либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка.

ТолкованияПравить

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков, история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.

Плутарх в жизнеописании Тесея пишет, что образ Минотавра как чудовища списан с начальника стражи царя Миноса Тавра, который участвовал в потешных боях с пленниками в Лабиринте.

В литературеПравить

  • Данте Алигьери, Божественная комедия — страж 7 круга ада
  • Хорхе Луис Борхес, «Дом Астерия»— рассказ о своей жизни от лица Минотавра.
  • Мэри Рено, «Тезей»— беллетризованная гипотеза происхождения мифа о Тесее и Минотавре.
  • Роберт Шекли, «Лабиринт Минотавра»— Фантастическое повествование о параллельной реальности, о Тесее и Минотавре в наше (скорее, будущее) время. Многое не соответствует греческому мифу, что подчёркивает эту «параллельность».
  • Фридрих Дюрренматт «Минотавр» — драматическая баллада об одиночестве Минотавра.
  • Виктор Пелевин «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»— переработка мифа.
  • В книгах Риордан Перси дважды сталкивается с Минотавром - сначала около лагеря, затем на Бруклинском мосту.
  • С Минотавром столкнулась и Алиса Селезнёва во время поисков Синбада-Морехода.
  • В Хрониках Нарнии минотавры служили Белой Колдунье.

ИгрыПравить

  • В серии игр Герои минотавры - воины армий фракции Подземелье (Хаос).
  • В мире Азерота (WarCaft) есть раса тауренов, очень похожая на Минотавра. Они так же воюют с кентаврами.

Фильмы и сериалыПравить

ГалереяПравить

См. такжеПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики