ФЭНДОМ

Хайырское чудовище

Чудовище озера Хайыр — странное существо из озера Хайыр (Якутия, Россия).

ОписаниеПравить

Внешний видПравить

Длина чудовища 4,5 м, высота 2 м.

На спине имеетс парус.

ПитаниеПравить

Питается травой.

Свидетельство Н. Х. ГладкихПравить

Left pointing double angle quotation mark sh4.svg В 7 утра я взял вёдра и пошёл к озеру за водой. Раньше я слышал о существовании в озере „дьявола“, но я не верю в нечистую силу, поэтому шёл к озеру, не остерегаясь, глядя себе под ноги, чтобы не споткнуться. Не доходя метров 15—20, я услышал что-то вроде всплеска, увидел, что из воды выползло неизвестное мне животное. Туловище его было длиной метра 4—4,5, высота 1,5—2 метра, шея длинная — пожалуй, метра полтора, и плоская небольшая голова, как у змеи. Цвет его тёмно-синий с отливом, кожа гладкая. Мне показалось, что оно поедало траву. У меня… невольно выпали ведра, „чудовище“ повернуло свою змеиную голову в мою сторону. Я плохо помню дальнейшее, потому что был очень взволнован… Громко закричал, стремглав побежал к нашему лагерю, но, к сожалению, сотрудников отряда в это время в лагере не было. Когда я посмотрел на озеро, то увидел, что по нему расходились волны, хотя ветра не было, погода была тихая… Right pointing double angle quotation mark sh4.svg
Свидетельство Гладких

Ещё раньше, в ноябре 1964 года, замначальника Северо-Восточной экспедиции МГУ Г. Н. Рукосуев зявил, что в Хайыре живёт необычное животное со змеиной головой.

ГипотезыПравить

В СМИ сразу же затрубыли о плезиоаврах — излюбленной версии множества людей. Но чудище скорее походило на динозавра уранозавра (Ouranosaurus).

РазгадкаПравить

Оказалось, что чудовище озера — подделка. Как признался геолог Гладких, он выдумал сибирского уранозавра. Но геолог Рукосуев ещё не заявлял, что чудище — подделка…

А позже в озере нашли виновников легенд — гигантских щук (хотя я не совсем понимаю, как щука может проглотить и лодку, и человека).

Статья из журнала Юный Натуралист. Февраль 2011Править

«ХАЙЫРСКОЕ ЧУДОВИЩЕ»
Л. СЕМАГО

Хайыр Юный натуралист

Исполнилось 40 с лишним лет неизвестной самодеятельной экспедиции по поискам загадочного обитателя на заполярное озеро Хайыр возле реки Омолой, текущей к океану между Леной и Яной. Это километров за 200 восточнее порта Тикси. Не сговариваясь заранее, почти день в день на озере появились шестеро воронежцев, трое москвичей и трое уральцев: два биолога, инструктор-аквалангист, остальные — офицеры-отпускники из различных родов войск. Всех нас потянула на край света крошечная заметка «Загадка озера Хайыр», напечатанная в «Комсомольской правде» годом раньше, в которой геолог из научной экспедиции МГУ описал происшествие с участником другой экспедиции, рассказавшем о встрече с невиданным огромным животным, вышедшим из озера.

В те годы снова ожил миф о лох-несском монстре и множество легковерных исследователей со всего мира ринулись в Шотландию. Мои спутники тоже не сомневались, что судьба запросто сделает им подарок, и они вернутся домой с открытием. Я же, начитавшись в газетах о Несси, летел с одной целью: посмотреть Арктику и океан.

Ещё до отъезда мы условились держать цель нашего путешествия в секрете, но в полёте кто-то проговорился командиру экипажа, и через час после посадки о нас и нашей затее знал весь аэропорт, а через два — весь город, где никто не подозревал и не верил, что неподалеку может обитать животное, крупнее самого крупного оленя.

Хайыр — интересное озеро, расположенное как бы в небольшом кратере: середина ледяного холма над Омолоем протаяла за века и осела. Чтобы попасть в него, надо сначала подняться на довольно крутой пригорок, а потом спуститься по ещё более крутому склону на столько же. В нескольких местах ещё целы не растаявшие остатки ледяных стен из чистейшего льда, без соринок, пузырьков воздуха, и свет яркого дня терялся в глубине. Хайыр невелик по сравнению с соседними озёрами: метров пятьсот в поперечнике (зачем гусям садиться на такую «лужу», когда вокруг столько большой воды?), мелководен: глубина в центре метров пять-шесть. Вода чуть мутновата.

Мы приехали на Хайыр, и было решено не спускать с него глаз, дежуря по очереди с кинокамерой наготове…

Далее в номере — «зловещее» озеро не раскрывает свою тайну, «открытие» превращается в миф; уральские исследователи ловят детёныша дракона живьём; Хайыр берёт свою первую жертву…